Форма обратной связи
Типы курсов (цены) Предметы Преподаватели Блог О курсах ПГНИУ Вопросы и отзывы Контакты Подать заявку на курсы
16.05

ЕГЭ по математике. Тактика финишной прямой. Вопросы и ответы.

На вопросы отвечает  заместитель председателя предметной комиссии по математике Пермского края,  председатель предметной комиссии по математике и информатике ПГНИУ, доцент кафедры высшей математики Андрей Борисович Бячков.

Я хочу ответить на вопросы, которые я сам поднимаю перед слушателями подготовительных курсов в конце обучения, когда до ЕГЭ по математике остается месяц. Эти вопросы касаются уже не содержания экзамена, а некоторых тактических моментов завершения подготовки к ЕГЭ. Ведь часто важно не то, как ты знаешь материал, а как преподнести свои знания.

Например, говорю я своим выпускникам: нельзя «бездельничать» оставшийся месяц перед экзаменом, хотя все курсы закончились, и учитель в школе объявил о завершении  школьной программы по математике.  Знаю немало примеров, когда хорошо подготовленные учащиеся, показывающие  неплохие результаты при изучении математики, после такого «перерыва» резко теряли форму и на экзамене не показывали того, на что способны. Это как в спорте, прекратил тренироваться, потерял форму – результата нет! Поэтому обязательно посещайте все занятия и консультации, которые будут проводиться в школе в это время. Ваш учитель думает о вас и обязательно приготовит что-нибудь интересное «порешать» в последние дни перед экзаменом. Если Вам хочется большего, обратитесь к интернет-сообществу. В интернете Вы найдете немало интересных материалов для подготовки к ЕГЭ по математике. Поищите, например, тренировочные и диагностические работы МИОО (Московского института открытого образования). Сами тесты являются интеллектуальной собственностью этого института и запрещены к распространению, но никто не может запретить на форумах обсуждать решения наиболее интересных задач, особенно задач типа С. Там Вы найдете и условия задач, и решения к ним. Эта работа не прекращается и в последние дни перед экзаменом.

Часто спрашивают: в последние дни перед экзаменом в интернете появляются всякие заманчивые предложения относительно возможности познакомиться с экзаменационными заданиями заранее – как этому относиться? Я наблюдал за этим процессом все годы существования ЕГЭ и по своему опыту хочу сказать. Предложения за деньги следует отметать сразу, ничего Вы там не получите. А вот свободно распространяемые материалы следует изучать. Как правило, это конечно не задания реального ЕГЭ. Но вот сама идея потратить оставшиеся сутки на занятия математикой мне нравиться! Решайте всё подряд, делитесь решениями со своими товарищами, изучайте решения, представленные в интернет  – всё может пригодится!

Касаясь собственно экзамена, мне кажется важным упомянуть проблему распределения времени. Очень хорошо, если Вы когда-то в школе писали пробный экзамен по математике именно в том временном отрезке, который Вас ожидает на ЕГЭ. Если нет – очень важно продумать тактику ваших действий на экзамене. Я рекомендую следующую последовательность работы:

  • Начинаем как обычно, решаем подряд всё, что решается. Первую, затем вторую часть.  При этом надо следить: если задача отнимает больше чем 10-15 минут, следует такую задачу пропустить. Знакомьтесь таким образом со всей работой, сортируете задачи на три группы: решил сразу, видимо смогу решить, вряд ли решу. После первого прорешивания не следует заносить ответы в бланк – записываем их в черновике. Как правило, это занимает полтора-два часа.
  • Необходим небольшой отдых. Решать задачи по математике непрерывно в течение всех четырех часов невозможно! Можно размяться прямо на рабочем месте, или воспользуйтесь тем, что Вы имеете право выйти из аудитории. 
  • Затем всё зависит от вас самих.  Вы должны знать по собственному опыту, сколько ошибок Вы делаете при решении задач типа В. Очень мало кто из учащихся выполняет эти задачи безошибочно. В то же время эти баллы гораздо легче заработать, терять их очень обидно. Поэтому я рекомендую снова прорешать задачи типа В, не заглядывая в ранее полученные ответы. Это займет не так много времени, задачи уже знакомы. Сравните ответы, разберитесь в случаях когда они не совпадают. После этого можно аккуратно занести их в бланк. Ни в коем случае не заносите ответы в бланк в конце экзамена – наделаете ошибок!
  • После этого займитесь оформлением на чистовую тех задач типа С, которые Вы решили.
  • И только после этого можно оставшееся время потратить на работу с еще нерешёнными задачами. Если получится, добавите их к своей работе.   

Да, кстати, для реализации этой программы (да и вообще на ЕГЭ) нужны простые наручные часы! Ведь использование телефонов и прочих гаджетов на ЕГЭ запрещено!

Извечный вопрос – что об «оформлении»? Надо сказать, что никаких особых требований не существует. Просто все существенное для решения задачи должно быть аккуратно изложено. Для школьника может быть необычно, но стиль оформления, принятый на ЕГЭ, не требует подробностей! Чтобы понять это, достаточно посмотреть решения задач типа С, которые содержаться в демо-версии, или публикуются в интернете вместе с уже упомянутыми тренировочными и диагностическими работами МИОО.  То есть в чистовик выносятся только ключевые моменты решения. Например, корни квадратного уравнения Вы ищете в черновике, никого особенно не интересует, как Вы это делаете. В чистовике ­– само уравнения и сразу его корни. При решении квадратного неравенства в чистовике – само неравенство, рисунок параболы, ответ. Совет: старайтесь писать аккуратнее, не нарушайте последовательности записей. Помните, хорошее оформление – это дань уважения в сторону тех людей, которые все это будут проверять. Далее понятно – Вы их уважаете и показываете это оформлением – они Вас тоже уважают.

После экзамена основной вопрос – аппеляция.  Самое распространённое заблуждение – пойду на аппеляцию, поспорю, поплачу – чего-нибудь добавят! Были случаи, что пользуясь этой логикой, на аппеляцию записывались целые классы! На самом деле, всё не так! Прежде всего, надо иметь в виду, что аппеляция – это просьба перепроверить работу. А это означает, что аппеляционная комиссия придирчиво начинает выяснять правильно ли Вас оценили за часть С. Часто, после такой проверки оказывается, что работа проверена слишком «щедро», и, по большому счету, строго придерживаясь критериев можно и снизить результат! В этой ситуации аппеляционая комиссия просто обязана восстановить справедливость! Ясно, что эта перспектива не очень нравится учащемуся, и ему ничего не остается делать, как быстро «убегать» с аппеляции. 

Во-вторых, на аппеляцию нужно приходить «подготовленным», четко осознавая суть задач, по которым Вы подали аппеляцию, что Вы сделали на экзамене, чего не сделали. Рассказывать на аппеляции как хорошо Вы знаете математику, как Вы «собирались» решить задачу бесполезно. Будут рассматриваться только то, что написано в Вашей работе, не более того! Черновики, кстати, вообще при проверке не присутствуют.

Мало кто знает, что краевая аппеляционная комиссия сама не изменяет оценки! Если такая ситуация возникает, то члены аппеляционной комиссии пишут развернутое обоснование на изменение оценки, которое отправляется в Москву. Окончательное решение учащиеся узнают только после некоторого ожидания, и только наблюдая в интернете изменилась их оценка, или нет.

Короче говоря, если Вы уверены, что есть повод для апелляции, подавайте заявление,  и я Вас заверяю, что Вы встретите в аппеляционной комиссии полное понимание и поддержку. Из-за праздных соображений и необоснованных ожиданий ходить не стоит!

В заключение пожелаю всем хороших экзаменов и хороших результатов! 

Теги:  новости
comments powered by Disqus