Типы курсов (цены) Предметы Преподаватели Блог О курсах ПГНИУ Вопросы и отзывы Контакты Подать заявку на курсы
16.05

Рекомендации абитуриентам для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

До ЕГЭ по обществознанию осталось 4 недели. На что обратить внимание при выполнении заданий? Как решать задачи типа «А» и «В»? Как подступиться к самым сложным заданиям части «С»? На часто задаваемые вопросы отвечает преподаватель подготовительных курсов факультета довузовской подготовки Пермского государственного национального исследовательского университета, эксперт по проверке части «С» ЕГЭ по предмету «Обществознание»Наталья Валентиновна Жужгова.

Рекомендации абитуриентам для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Сегодня ЕГЭ – это реальность. Существующая модель не вызывает бурных восторгов, только ленивый не подвергает критике как процедуру проведения экзамена, так и содержание ЕГЭ по   обществознанию. Тем не менее существует необходимость готовиться к экзамену и встает вопрос о том, как оптимально использовать ресурсы и рационально организовать работу по подготовке к экзамену. Предлагаются ответы на часто   задаваемые вопросы при подготовке   к ЕГЭ по обществознанию.

Вопрос 1. Какие учебники и пособия пообществознанию можно использовать при подготовке к ЕГЭ?

Вы не найдете единственный и «правильный» учебник или справочник при подготовке к экзамену. Необходимо использовать все учебники, которые вам доступны как в   бумажном, так и электронном носителях. Выбор невелик, поэтому рекомендую использовать учебник для 10-11 классов «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова (Академический школьный учебник); Справочники П.А.Баранова «Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ», в который необходимо внести поправки относительно изменений, происходящих в законодательстве РФ  в 2011-2014гг.; О.В.Кишенкова «Подготовка к ЕГЭ высший уровень качества. Обществознание. Универсальный справочник».

Изучайте материалы, выложенные на сайте ФИПИ в открытом банке заданий, и особое внимание уделите детальному изучению демонстрационного варианта по обществознанию так как он является образцом длясоставления всех вариантов текущего года.  Необходимо внимательно прочитать задания, их порешать и проверить, выявляя ошибки через критерии оценивания, тем самым рефлексируя то, что от вас требовалось при выполнения работы.

 

Вопрос 2. Существует необходимость знать содержание Конституции РФ?

Да, во-первых, для того чтобы осознать себя полноправным гражданином России. Во-вторых, многие задания части А, В и С можно решить, опираясь на знания содержания Конституции РФ. Права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя РФ, функции органов государственной власти и т.д.

Вопрос 3. Как научиться правильно понимать, распознавать и использовать научные понятия?

Остановимся на тестовых заданиях части А (с выбором ответа), которые проверяют только умение правильно прочитать и понять прочитанное (хотя само по себе это уже немало). Здесь лингвистика помогает лишь различать значение научных терминов, относящихся (или не относящихся) к проверяемому компоненту содержания. Если в процессе обучения вы работаете с понятиями, рассматриваете их этимологию, используете возможные способы толкования с опорой на анализ термина как слова, обозначающего какое-либо явление, объект или процесс, то никогда не перепутаете понятия эволюция и революция. Приученные рассматривать научный обществоведческий термин с точки зрения лингвистического подхода, вы не встретите серьезного затруднения привыполнении заданий с выбором ответа из предлагаемых альтернатив, поскольку сможетене только опираться на буквальное значение проверяемого термина, но и будете способны различать тонкие нюансы при определении его признаков. Сложнее обстоит дело с заданиями, в основе которых два суждения, из них верными могут быть оба, одно из них или ни одного, и в данном случае нужно знать не только значение того или иного научного понятия, но и различать смысл подчас близких по сути суждений.  Примером может послужить задание: верны ли следующие суждения об оценке положения человека в обществе?

А. Авторитет – это оценка общества социальных позиций, занимаемых личностью.

Б. Престиж – это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека.

То и другое понятие связаны с оценкой статуса личности, ее положения в обществе, но есть нюансы, которые позволят увидеть отличие. Во-первых, «авторитет» трактуется в словарях как «власть, влияние», а «престиж» как репутация, уважение, т.е., обозначается общественная оценка значимости тех или иных позиций, которые занимает человек. Другими словами, понятие «авторитет» содержит характеристику самого объекта, понятие «престиж» - отношение к нему общества. Такие навыки помогут выполнить задания части В.

Чаще обращайтесь к словарям для выявления содержания и смысла незнакомых вам понятий.

 Вопрос 4. Как научиться распознаватьво фрагменте текста среди указанных положений фактическое, оценочное и теоретическое суждения (задание В5)?

Для выполнения такого рода заданий необходимо иметь не только лингвистическое чутье,  но и важно усвоить следующие правила:

- фактическое суждение отражает вполне реальное событие, явление или знания о происходившем событии, то что существует или существовало на самом деле;

-  оценочноесуждение можетсодержать разногорода предположения освойствах, тенденциях изменения данного объекта, прогностические суждения, положительное или отрицательное отношение к ранее известной информации и т.д.;

- теоретическое суждение отражает характеристику, смысл и сущность чего-либо и чаще всего наполнено научными понятиями. Оно легко узнаваемое.

Вопрос 5. Какие необходимо освоить навыки для решения задания В6?

Вам дается испорченный пропусками текст и избыточный набор слов в именительном падеже. Проверяются способности понимания данного «испорченного» текста и восстановления утраченной части. Такая работа предполагает три уровня понимания текста:  

  1. Понять, о чем идет речь в тексте по определенным опорным словам (лексический уровень);
  2. Понимание предложений, т.е. уточнение смысла слов в зависимости от их формально-грамматических связей (синтаксический уровень);
  3. Понимание законченных по смыслу частей текста (абзацев) и текста в целом (семантический (контекстный) уровень).

Вопрос 6. Как составить сложный план к предполагаемому сообщению на заданную тему (С8)?

При выполнении такого типа задания абитуриент должен показать не только знания по заданной теме по существу, но и  умение видеть проблему или тему целиком, различать ее структуру, возможные связи и соподчинения. Составить план- это значит представить или создать мысленно тот идеальный текст, который будет   структурироваться и демонстрироваться в виде плана. Лингвистические знания и умение строить собственный текст в таком виде задания присутствуют в полном виде.

Можно использовать памятку:

  1. План должен полностью охватывать содержание проблемы;
  2. Необходимо продумать круг вопросов, которые будут включены в предлагаемую тему;
  3. Разделить эти вопросы на смысловые части и озаглавить их (выделить пункты плана);
  4. Разделить на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавить (выделить подпункты плана);
  5. Проверить   пункты и подпункты напредмет схожести формулировок, полностью ли отражено в них основное содержание предполагаемого сообщения. В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

 

Вопрос 7. Как правильно написать эссе?

 Нужно для начала знать, что это такое. Эссе- (от фр. еssai – опыт, проба, попытка, набросок) прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее собой попытку непринужденно передать индивидуальную позицию автора, опираясь на разговорную речь. Необходимо следовать ряду условий:

  1.  Раскрыть смысл тезиса, ясно выразить   и аргументировать собственное его понимание;
  2. Соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социологии, политологии, экономике и правоведению);
  3. Использовать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной ставшей предметом анализа проблемой и отличаться корректностью в их использовании;
  4. Использовать теоретические обобщения, факты и примеры, подтверждающие ваше мнение;
  5. Эссе должно иметь такие характеристики, как свободная композиция, непринужденность повествования, внутреннее смысловое единство, небольшой объем, продуманная структура (смысловое содержание тезиса, теоретическая аргументация, фактическая аргументация).

Читайте больше публицистических статей, смотрите новости, знакомьтесь с содержанием     ленты событий в Интернете, прочитайте еще раз учебники Всеобщей истории и Истории России, и у вас все получится!

 

comments powered by Disqus