Форма обратной связи
Типы курсов (цены) Предметы Преподаватели Блог О курсах ПГНИУ Вопросы и отзывы Контакты Подать заявку на курсы
Математика
Математика (часть 2)
Информатика
Физика
Химия
История
География
Биология
Обществознание
Английский язык
Творчество
Русский язык
Литература
Сочинение по русскому и литературе

Курсы по творчеству (подготовка к экзамену по журналистике)

О ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ для абитуриентов специальности «ЖУРНАЛИСТИКА»

Творческая работа выполняется на основе информационного сообщения о каком-либо недавнем политическом, культурном или социальном событии в России или за рубежом. Абитуриент должен проанализировать данное сообщение, выявить стоящую за фактами общественно-значимую проблему и написать развернутый публицистический текст аналитического характера (статья, обозрение, колонка), придумав к нему заголовок. В тексте необходимо сформулировать выявленную общественно значимую проблему и аргументированно изложить собственную позицию по поводу этой проблемы. Для обоснования своей позиции необходимо использовать не менее двух разнотипных аргументов (фактологические, ценностные, жизненный опыт). Работа объемом не менее 1, но не более 1,5 страниц формата А4 пишется в течение 120 минут.

Творческая работа должна продемонстрировать способность абитуриента убеждать читателя, вызывать в нем эмоциональный отклик. В работе следует максимально проявить творческие и аналитические способности, умение писать ярко, выразительно и точно.

Для подготовки к экзамену можно использовать различные учебные пособия, например:

  1. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.
  2. Ассуирова Л. В., Савова М. Р., Сальникова О. А., Смелкова З. С.
  3. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М., 2007.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Работа оценивается экзаменаторами по следующим параметрам:

1. Аналитический уровень и фактографическая точность, выражающиеся в умении разглядеть в предложенном сообщении общественно важную проблему, выявить ее аспекты и связи с современной социальной,
исторической и нравственной ситуацией, а также в способности абитуриента четко сформулировать проблему, убедительно аргументировать выводы и обосновать собственную позицию.
Работа не должна содержать фактических ошибок, связанных как с пониманием исходного текста, так и с фоновыми знаниями абитуриента.

2. Логико-смысловое и композиционное строение текста. Работа оценивается со стороны ее смысловой цельности, композиционной стройности, продуманной последовательности, соразмерности частей
текста их смысловой значимости, емкости и уместности заголовка.

3. Речевое оформление творческой работы. Оценивается точность выражения мысли, разнообразие грамматических форм, уместность использования средств выразительности, богатство словарного запаса абитуриента.

4. Орфографическая и пунктуационная грамотность, соблюдение речевых норм.

Максимальная сумма баллов за творческую работу — 20 (первичный балл). Полученное абитуриентом количество баллов пересчитывается в 100- балльную шкалу путем умножения на коэффициент 5 (например: 20×5 = 100;
16×5 = 80 и т. д.).

ПРИМЕР ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В качестве примера (но отнюдь не образца!) приведем одну из творческих работ. Абитуриент писал работу на основе следующего сообщения информационного агентства:

МОСКВА, 21 Июня (Новый Регион). Почти 35% россиян не знают, когда началась Великая Отечественная война. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый Регион»,
свидетельствуют итоги социологического опроса, опубликованного сегодня Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Самая значительная
часть (47%) тех, кто затруднился с ответом и назвал неверную дату начала войны, среди респондентов 18-24 лет. В возрастной группе 25-34 года это число составляет 40%.

Комиксы о войне

Накануне 62-ой годовщины начала Великой Отечественной войны Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал результаты социологического опроса, призванного выяснить, помнят ли россияне дату начала войны. Результаты опроса ошеломляют. Более трети (35%) всех опрошенных не смогли ответить на этот вопрос. И самой беспамятной оказалась молодежь 18-24 лет: почти половина — 47%! —  девушек и юношей затруднились с ответом.

Несложно прикинуть, что тех, кто участвовал в этом опросе, и тех, кто пережил войну, разделяет всего два поколения. У многих попавших в эту забывчивую треть живы бабушки и дедушки, которые очень хорошо помнят день начала войны. Им периодически звонят, а чаще отвечают на звонки, реже заходят в гости, поздравляют с Днем Победы. Но, видимо, мало слушают. А если еще и в школе историю не изучать? Остается телевизионный экран, а там — комиксы о войне.

Недавно разгорелся скандал на вручении премии молодежного канала МТV за успехи в киноискусстве. Лучший фильм должен был объявить Владимир Меньшов. Вскрыв конверт с названием фильма-победителя, которым оказался фильм «Сволочи», Меньшов отшвырнул конверт и, сказав, что не будет вручать премию фильму, порочащему его страну, покинул сцену. Напомню, в фильме рассказывается «основанная на реальных событиях» история о том, как в советской армии из детей-беспризорников готовили диверсантов-смертников. Фильм снят действительно эффектно: гранаты красиво взрываются, подростки легко обезоруживают инструктора и метко стреляют. Так формируется представление о войне у современных зрителей, а потом появляются школьные сочинения о «блокаде Сталинграда».

Еще есть компьютерные игры про демонов на службе у Гитлера и возможностью встать на любую сторону. При этом в школьной программе по истории России отводится всего 4 часа на изучение темы «Великая Отечественная война». Все это приведет к тому, что лет через 10 дату начала войны не будут знать уже две трети населения страны. Как же найти пути решения проблемы? Усилий музеев и библиотек в этом отношении будет не достаточно. Нужны новые формы воспитания интереса к истории. В 2004 году, например, с большим успехом прошел фестиваль детских и молодежных театров, посвященный 60-летию со дня Великой победы. Развитие подобного неформального, творческого подхода к решению проблемы исторической памяти даст нам шансы исправить печальную статистику.

Но, наверное, самое главное — это укрепление семейных ценностей и отношений внутри семьи. Только личное отношение к истории, связанное с историей своей семьи, сможет противостоять комиксам о войне.

Составители: профессор Б. В.Кондаков, профессор В. В.Абашев, доцент Е.Г.Власова, доцент Л. Л. Черепанова. Пермь, 2011.

Посчитать стоимость для
разных типов курсов

Черепанова Лариса Львовна
Преподаватель по творчеству